ДетиИнвалиды

По каким программам осуществляется образование детей инвалидов?

Многие родители особенных детей переживают, не останется ли ребенок безграмотным и необразованным. Стоит знать, что школьное образование для всех детей, в том числе и инвалидов является обязательным. Получать или не получать высшее специальное образование — это вопрос дальнейшего выбора, но предоставление школьного – это обязанность государства.

Содержание

Право инвалидов на образование

образование детей инвалидовРоссийская Федерация является членом международных организаций и приняла многие международные соглашения и конвенции, в том числе и о правах инвалидов.

Принятый в мае 2012 ода документ требует выполнять следующие меры в области образования детей с инвалидностью:

  1. Нельзя исключать детей из системы образования по причинам, связанным с инвалидностью.
  2. Инвалиды должны иметь свободный доступ к хорошему школьному образованию по месту проживания.
  3. Место получения знаний должно быть качественно оборудовано с учетом особых потребностей ребенка с инвалидностью.
  4. По месту получения образования должны постоянно приниматься меры для индивидуализированной психологической поддержки.

Педагоги должны развивать у сверстников чувство сострадания, формировать наставничество среди одноклассников, а также способствовать продвижению более комфортных способов общения: жестовый язык и альтернативные способы письма (шрифт Брайля).

Государством гарантирована адаптированная среда для социального развития ребенка-инвалида.

Внимание! Также права ребенка инвалида в школе при обучении прописаны в Конституции Российской Федерации (ст. 5 «Образование»).

Образовательные привилегии инвалидов

Льготы для детей инвалидов начинают действовать еще с детского садика. К примеру, нет потребности ждать своей очереди в группу. Зачисление происходит во внеочередном формате. Для этого нужно к заявлению приложить справку от медико-социальной экспертизы.

Для школьников с инвалидностью полагается специально созданная среда для получения образования, это касается как технических аспектов, так и социальных. Если создать необходимые условия невозможно, то государство гарантирует право на обучение, предоставляемое на дому.

Где бы не обучался ребенок с инвалидностью, государство обязалось предоставлять бесплатные учебники и учебную литературу, в том числе и адаптированные для слепых. Также от государства полагаются бесплатные сурдопереводчики.

При желании инвалид может получать дальнейшее образование в ВУЗах. Зачисление в такие заведения происходит на внеконкурсной основе. На данную льготу имеют право:

  • дети-инвалиды;
  • люди, имеющие подтвержденную инвалидность первой и второй группы;
  • лица, получившие инвалидность в процессе прохождения воинской службы.

Помимо особого льготного зачисления, инвалиды имеют право на получение особой социальной стипендии.

Важно! Студентам гарантировано право на бесплатное место в общежитии.

Студенты с инвалидностью имеют право на дополнительное время отдыха между экзаменами. А также им положена единовременная материальная помощь от профсоюза студентов раз в год.

Способы получения образования

В России, как и в других развитых странах, многое делается для повышения социальной активности детей-инвалидов. Очень важно чтобы ребенок не развивался в одиночестве, общался со сверстниками на равных.

Несмотря на множество мер, способных обеспечить полноценное образование детей инвалидов, не каждый в силу своих особенностей может посещать школу. Для них имеются альтернативные методы получения знаний.

Домашнее обучение

Ребенку, не имеющему возможности ежедневно посещать школу, можно оформить получение образования на дому.

Для этого родители должны предоставить в районный отдел образования следующие документы:

  • заявление установленной формы с просьбой производить обучение ребенка-инвалида на дому;
  • справку от МСЭ, подтверждающую инвалидность;
  • заключение от медико-социальной экспертизы об установленной невозможности посещать занятия на общих основаниях в школе.

Решение на предоставление домашнего обучения принимается местными представителями власти и отдела образования.

На основании этих постановлений управление обучающего заведения должны произвести следующие меры:

  1. Заключить с законными представителями ребенка договор на обучение в домашних условиях.
  2. Зачислить ребенка-инвалида в ученики.
  3. Оформить все необходимые документы.
  4. Составляет достаточный для получения полноценных знаний учебный план.
  5. Назначает для реализации плана обучения учителей.

Ученику с инвалидностью положено объяснить полный объем общеобразовательного школьного курса. Оценка знаний происходит также, без каких-либо поблажек. Выданный аттестат не будет отличаться от аттестата учеников, посещавших школу самостоятельно.

Дистанционное обучение

Современные технологии и повсеместная распространённость сети интернет сделали возможным получения дистанционного обучения в комфортных условиях для детей инвалидов. Из бюджета для ученика выделяют средства на приобретения компьютера (ноутбука) и оплачивают связь.

Получение знаний происходит несколькими методами:

  • интернет-уроки;
  • теле-присутствие;
  • чат-занятия;
  • онлайн-конференция;
  • консультация с педагогом.

Основная часть занятий предоставляется ученику в виде записей, которые можно смотреть в любое удобное время.

Внимание! Школа предоставляет возможность получать общение не только с учителем, но и психологом, школьным медицинским работником.

Выработанный навык дистанционного образования позволит в дальнейшем получить специальность все тем же дистанционным методом, через интернет.

Аттестация знаний перед поступлением в школу

Каждому ребенку-инвалиду перед поступлением в школу рекомендовано пройти тестирование специальной комиссии.

В ее состав должны быть включены следующие специалисты:

  1. Педагог-психолог вне зависимости от причины инвалидности будущего ученика.
  2. Педагог-дефектолог, специализирующийся по заболеванию ребенка-инвалида: невролог, офтальмолог, ЛОР, ортопед, психиатр.
  3. Логопед.
  4. Социальный педагог.

Высока вероятность того, что ребенок может испугаться такого количества совершенно незнакомых людей, поэтому присутствие родителей при аттестации обязательно.

Важно! Комиссия может происходить только по письменному согласию родителей. От нее представителям интересов ребенка-инвалида можно отказаться. Решение комиссии, проведенной без согласия, будет признана недействительной.

Комиссия квалифицированных специалистов редко выносит вердикт: «к обучению не годен». Но именно благодаря заключению профессионалов возможно подобрать формат обучения и адаптировать учебное место под особые нужды ребенка.

Доступно ли на данный момент инклюзивное образование?

Инклюзия в образовании означает полное объединение двух методик преподавания: классической и специальной. Далеко не в каждой школе имеются настолько универсальные педагоги. Однако право на инклюзивное образование гарантировано государством для всех детей инвалидов.

А значит погружение в социум будет предоставлено каждому. Главный вопрос, сможет ли школа сделать обучение комфортным и полноценным для ребенка с особыми потребностями.

Условия предоставления инклюзивного образования

Инклюзивное образование предполагает, что дети-инвалиды будут постоянно находиться в одной группе с обычными школьниками. Для получения образования наравне с другими школьниками родители ребенка с инвалидностью должны предоставить положительное решение психолого-медицинской педагогической комиссии.

А сам ребенок не должен быть в меру самостоятельным и не пугаться незнакомых людей и ситуаций.

Внимание! Школа предоставляющая возможность получать инклюзивное образование должна соответствовать всем требованиям «доступной среды»: пандусы, специально-оборудованные классы и туалеты.

Для полноценной инклюзии в штатном расписании школы необходимо наличие сурдопереводчика и дефектолога.

Чем отличается инклюзия от интеграции?

образование детей инвалидовПонятие инклюзивного обучения пришло в Россию совсем недавно, оно не совсем понятно даже для некоторых педагогов.

Ведь на протяжении долгих лет существовало понятие интеграции, ставшее уже классическим. Стоит понимать разницу.

Инклюзия предполагает адаптацию среды, в которую предстоит поместить ребенка с инвалидностью, в то время как интеграция является лишь частью качественного инклюзивного образования. А также комплекс психологических мер и приемов для полноценной адаптации инвалида в группе.

Инклюзивное образование обладает следующими характеристиками:

  1. Каждый ученик школы или группы должен участвовать в процессах интеграции, педагоги должны мягко пресекать попытки социума изолировать любого ученика, не только инвалида.
  2. Школы должны быть адаптированы к потребностям каждого ученика.
  3. Изменения должны касаться не только учеников, но и отношения педагогов к новым условиям работы.
  4. Любому ребенку должно быть предоставлено учебное место недалеко от дома.

Развитие детей с ограниченными возможностями должно проходить в обществе сверстников, это позволяет им избавиться от комплексов и продолжить полноценную взрослую жизнь в социуме.

Методы инклюзии

Профессиональными педагогами-психологами были разработаны специальные меры для комфортного пребывания ребенка с инвалидностью в школе.

Для этого имеется несколько методов:

  • расширение свободного доступа к образованию;
  • интеграция;
  • адаптация кружков по интересам для инвалидов;
  • мейнстриминг (посещение праздничных мероприятий).
Cправка! Исследования показывают, что дети с инвалидностью редко отстают в интеллектуальном развитии от сверстников, а порой показывают очень высокий уровень успеваемости.

Образование детей-инвалидов полезно как для самих инвалидов, так и детей с нормальным развитием. В школе дети становятся более открытыми к общению, обретают высокий уровень толерантности, что в дальнейшей жизни может помочь найти решение многих проблем, связанных с социумом.

Александр Беляев

Добрый день! Меня зовут Александр - я являюсь одним из автором сайта. Специализируюсь на юридической тематике. Вместе разберемся с тематикой льгот и субсидий. Немного о себе: закончил Юридический факультет МГУ имени М. В. Ломоносова. Опыт юридической практики с 2007 года.

Вам также будет интересно

Back to top button