Для каждого гражданина, имеющего ограниченные возможности по здоровью, самым важным документом является удостоверение инвалидности. В соответствии с законодательством РФ люди особой категории населения, которые имеют данный документ, могут претендовать на различные льготы и привилегии, что покрываются средствами из госбюджета. Также на основе этого свидетельства инвалиды получают ежемесячное пособие.
Содержание
Удостоверение инвалида: основные понятия
Люди, которые имеют психологические или физические нарушения в своем организме получают удостоверение инвалида.
Этот документ наделяет человека полноценным правом на получение всех предусмотренных законодательством льгот и субсидий как на федеральном, так и на региональных уровнях.
Как и любая деятельность в РФ, материальная помощь инвалидам и оказание им государственной поддержки осуществляется исключительно в рамках нормативно-правовой базы.
В их число входит:
- ФЗ № 178 «О государственной социальной помощи»;
- ФЗ № 195 «Об основах социального обслуживания населения РФ»;
- ФЗ № 181 «О социальной защите инвалидов в РФ»;
- ФЗ № 143 «Об актах гражданского состояния граждан РФ»;
- ФЗ № 62 «О гражданстве Российской Федерации».
Внешний вид свидетельства
Визуально удостоверение инвалида выглядит как лист А4. Образец содержит следующую информацию:
- Ф.И.О.;
- дату его рождения;
- полный адрес проживания;
- вид пособия (для 3 группы);
- размер получаемого ежемесячного пособия;
- основание присвоенной инвалидности;
- трудовой стаж (если таковой имеется).
При получении удостоверения необходимо досконально проверить его на правильность заполнения сотрудниками уполномоченных органов, и, в случае ошибки, предъявить им требования.
Что дает удостоверение?
Инвалидное свидетельство наделяет правом и возможностью каждого гражданина, который является недееспособным, на получение льгот, привилегий, пособия и субсидий. Оно не присваивается автоматически.
Этот важный документ не могут выдать любому человеку, больному гражданину необходимо будет пройти ряд обследований и медицинских осмотров, а также посетить медико-социальную экспертизу.
Основания для оформления свидетельства об инвалидности
Чтобы получить свидетельство гражданину с какими-либо нарушениями по здоровью необходимо иметь на руках справку, в которой содержится информация о присвоенной больному группе. Только на основании этого документа возможно дальнейшее рассмотрение вопроса о недееспособности пациента и выдачи законного свидетельства.
Процедура получения удостоверения
Законодательной базой предусмотрены правила, выполнив которые человеку присваивается та или иная степень инвалидности.
Процесс его оформления выглядит следующим образом:
- У гражданина выявляется заболевание.
- Больной пациент проходит медицинское обследование.
- Ему назначают курс реабилитационного лечения.
- Если после назначенных экспертами процедур его состояние не улучшается, то пациенту присваивают соответствующий статус.
Где получить удостоверение инвалида?
Оформить этот документ можно только в тех органах власти, которые наделены полномочиями отвечать за предоставление льгот и привилегий особо нуждающимся категориям населения РФ.
Такими организациями могут являться:
- муниципалитеты, занимающиеся социальной защитой граждан РФ;
- различные государственные и муниципальные многофункциональные центры;
- местная администрация города, в котором проживает гражданин.
Эти учреждения отвечают не только за оформление новых удостоверений для людей с различными заболеваниями, но и восстановлением старых.
Необходимые документы
На сегодняшний день при оформлении практически любой услуги нужно предоставить необходимую документацию.
Перечень для получения удостоверения выглядит следующим образом:
- паспорт РФ;
- свидетельство о рождении;
- паспорт опекуна и доверенность на предоставление интересов;
- справки и выписки с пройденных обследований и осмотров;
- амбулаторная карта пациента;
- справка 2-НДФЛ;
- СНИЛС и ИНН.
Вместе с заявлением эти документы и их копии нужно предоставить в орган соцзащиты, после чего сотрудниками учреждения будет вынесено соответствующее решение.
Кому и в каких случаях могут отказать?
Отказать в предоставлении такой услуги могут довольно редко, зачастую решение соцслужбы может быть отрицательным, если:
- была предоставлена недостоверная или поддельная информация о заявителе;
- у клиента не имеется прав для получения различных льгот и соцподдержки;
- был предоставлен неполный пакет документов.
Если инвалид не придерживался данных пунктов и ему все равно отказали в оформлении свидетельства, то он может официально подать жалобу о нарушении в соответствующий государственный орган.
Особенности при оформлении:
Конечно, при создании удостоверения в первую очередь будут учитывать группы инвалидности заявителя. Ведь именно этот показатель отражает дальнейшее получение ежемесячных льгот и пособий больного человека.
Для 1 группы
Недееспособные граждане, относящиеся к первой группе, зачастую не могут обеспечить себе самостоятельное функционирование и из-за этого нуждаются в постоянном присмотре и необходимом уходе третьих лиц.
В данном случае именно опекун больного человека будет заниматься оформлением всей необходимой документации, кроме прохождения медицинского осмотра в МСЭ. В основном к этой группе относятся лежачие больные, которым необходима ежедневная помощь и поддержка.
Для 2 группы
Ко второй группе относят физических лиц, которые могут позволить себе самостоятельное передвижение, но только с помощью технических средств реабилитации. Эти граждане могут обеспечить свою жизнедеятельность лишь наполовину, но весь процесс оформления свидетельства все равно кладется на самого больного.
Это выполнимо только, если гражданин имеет стабильное самочувствие и может самостоятельно оценивать происходящую ситуацию. В противном же случае порядок оформления возлагается на его законного опекуна.
Для 3 группы
Эта категория граждан вполне способна на выполнение трудовой деятельности, ведь инвалиды третьей группы имеют несерьезные отклонения, которые не ограничивают их в своей жизнедеятельности. Они самостоятельно выполняют все необходимые условия для оформления услуги.
Срок действия свидетельства
Как и многие документы гражданина РФ, удостоверение инвалида имеет свой срок действия:
- если он был выдан на общей основе сроком на 7 лет, то после его окончания инвалиду будет выдано новое удостоверение;
- если оно оформлялось для получения дополнительных выплат или пособия, то после их получения документ является недействительным.
Свидетельство играет важную и неотъемлемую часть в жизни каждого гражданина с ограниченными возможностями, поскольку именно от его наличия зависит вся будущая жизнь человека.
Если произошла потеря свидетельства или больной гражданин лишился его по другой причине, нужно в срочном порядке обратиться в органы социальной защиты населения, чтобы сотрудники смогли оформить его дубликат.
Если не обратиться за помощью, то инвалид прекратит получать назначенные государственные выплаты и лишится права пенсию, а также на различные льготы и привилегии.
Особенности восстановления
Так же как и для оформления нового свидетельства, для восстановления удостоверения нужно подать правильно оформленное заявление/ходатайство на получение дубликата свидетельства с перечнем необходимых документов:
- цветную фотографию;
- если было применено физическое воздействие на имеющееся свидетельство, необходимо предоставить его сотрудникам соцслужбы;
- справку от полицейских, если в случае потери заявитель обращался в отделение полиции.
При получении свидетельства стоит внимательно отнестись к процессу его хранения, наилучшим вариантом будет, если поместить документ в защитную пленку или специальную обложку. Благодаря такой услуге, граждане мгновенно могут показывать соответствующее удостоверение в общественных местах, для пользования теми или иными льготами.